Вернуться на главную

Что такое коносамент?

Морские грузоперевозки — это бизнес стоимостью в триллион долларов, который зависит от того, получают ли покупатели товары, а продавцы получают оплату.

В основном все сводится к одному важному грузовому документу – коносаменту (BOL, BL, HBL, Sea Waybill).

В этой статье мы рассмотрим, что такое BL, как его заполнять и с какими типами вы можете столкнуться.

Коносамент – это три документа в одном

Коносамент начинался как квитанция, выдаваемая при погрузке груза на судно.

Он до сих пор используется в качестве чека при самовывозе, вручается продавцу в качестве доказательства того, что товар был передан. Это также квитанция о том, что посылка была передана в хорошем состоянии, если при получении на BL не сделана отметка об обратном.

Вторая роль, которую играет коносамент, заключается в том, что он является договором отгрузки. Условия экспедитора, организующего международную перевозку, указываются в коносаменте на оборотной стороне.

Технически договор начинается, когда вы принимаете предложение экспедитора о фрахте, но договор перевозки является доказательством этого договора, в противном случае, почему груз забирается для международной перевозки?

Условия экспедитора обычно пишутся на обратной стороне. И получается, что экспедиторы (перевозчики тоже, если уж на то пошло) ограничивают свою ответственность за перевозку, если что-то пойдет не так. Вот почему так важно, оформить комплексное страхование груза.

Третья роль, которую играет BL, — это доказательство права собственности.

Покупатель и продавец выбирают условия фрахта Инкотермс, при заключении сделки. Инкотермс, указанный в коммерческом инвойсе, устанавливает точку во время транспортировки, когда товар переходит из рук в руки.

Владение коносаментом стало использоваться в качестве доказательства права собственности. Продавец получает его на руки при самовывозе. В дальнейшем он понадобится покупателю для выпуска груза.

Что представляет собой форма коносамента?

Экспедиторы создают свои собственные формы, каждая со своим дизайном.

К счастью, все они, по сути, имеют одну и ту же информацию и находятся примерно в одном и том же месте формы, как и в этом концептуальном проекте.

ДЕТАЛИ ОТГРУЗКИ
ГрузоотправительНаименование и контактные данные продавца (владельца фабрики или поставщика), если в аккредитиве не указано иное.
ГрузополучательИмя и контактные данные покупателя, если в аккредитиве не указано иное. Это поле может быть использовано для указания оборотоспособности:Если «заказать (из) …» предшествует наименованию грузополучателя, отгрузка может быть предметом переговоров путем индоссамента. Если поле оставлено пустым или указано «Предъявитель», отгрузка является оборотной даже без индоссамента.
Уведомить сторонуИмя и контактные данные любой другой стороны, которая должна быть уведомлена, например, таможенного брокера назначения или склада третьей стороны.
Детали путешествияОкеанский отрезок от порта до левого борта. Сведения о бронировании перевозчика, например, название перевозчика, номер судна, номер рейса и порты погрузки/отправления и выгрузки/въезда. Место получения перевозчиком, т.е. порт, где груз передается перевозчику. Место доставки перевозчиком, т.е. порт, куда перевозчик передает груз.
Инструкции по получениюМесто получения, включая страну происхождения. Контакты и рекомендации экспедитора. Сведения о перевозчике (железнодорожный/баржевый) – если применимо. Сведения о центре консолидации.
Инструкции по доставкеПункт окончательной доставки товара. Реквизиты агента по доставке. Сведения о центре консолидации.
Референционные номераРеференсный номер экспедитора (домашний BL). Номер бронирования перевозчика и/или основной номер BL. Другие ссылочные номера, например, экспортные ссылки.

ЗАГРУЗКА
Сведения о загрузкеОбычно они расползаются по нескольким колонкам в центральной части формы. Маркировка, нанесенная на упаковку для идентификации (например, номер покупки). Количество упаковок по типу, например, 3 паллеты. Общее описание товара (может потребоваться прикрепительный лист). Весы и измерения. Раскрытие информации о продукте для таможни, например, «не содержит твердого древесного материала»Другая относящаяся к делу информация, например, статус опасных веществ, информация о продукте для таможни, номер контейнера.
Объявленная ценностьМесто, где грузоотправитель может написать объявленную ценность. Оговорка, ограничивающая ответственность перевозчика по объявленной ценности.

ДОГОВОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Фрахтовые сборыНекоторые страны требуют, чтобы плата за перевозку была зарегистрирована в BL. Фрахт подлежит оплате в соответствии с термином «Инкотермс», например, «порт погрузки (предоплата)» для FOB. Фрахт, подлежащий оплате, иногда отображается рядом с инструкциями по доставке.
ИсправленияИзменения, внесенные в BL, например, изменения веса и габаритов, внесенные администрацией порта после взвешивания VGM.
Способ выпускаСведения о выпуске часто отображаются в другом месте формы, например, вверху, или над таблицей сведений о загрузке. Количество оригиналов часто появляется в разделе «Юридические положения». Формат BL, который покупатель должен использовать при получении посылки, либо:экспресс-релиз: отправленный по электронной почте pdf.требуются оригиналы: физическое владение бумажной копией. Использование оригиналов медленнее и дороже, но все же предпочтительнее при оплате аккредитивом, при этом банк инициирует платеж только после того, как все оригиналы будут доставлены. Иногда оплата происходит до доставки. Если грузоотправитель уведомит экспедитора, выпуск груза может произойти без оригиналов. Этот гибридный метод называется телекс-выпуском.
Юридические положенияОговорка для грузоотправителя (Loading Receipt). Оговорка об ответственности за консолидацию (как грузоотправителя, так и экспедитора). Оговорка, к которой применяются стандартные Правила и условия экспедитора, или ссылка на полные Правила и условия «на обратной стороне». Может также включать краткое изложение терминов.
Подписание экспедитораМесто выдачи, дата выдачи и подпись.
ЭкспедиторУказывается в верхней части формы. Логотип, название, а иногда и контактные данные.
ДоговороспособностьОбычно указывается в верхней части формы и/или в поле получателя. Большинство BL имеют пометку «оборотные», что означает, что товар может сменить владельца во время транспортировки. Только крупные компании, осуществляющие доставку собственными силами или между сестринскими компаниями, должны помечать груз как не подлежащий обсуждению.

Описанный здесь коносамент является договором перевозки между экспедитором и его клиентом. Правильнее было бы называть его House BL, чтобы отличить его от очень похожего документа под названием Master BL.

Оба BL создаются для каждой международной перевозки, но Мастер-коносамент является договором перевозки между экспедитором и перевозчиком. Между прочим, большая часть информации в Интернете относится к документу Мастер, а не Домашнего.

Мастер-коносамент также выступает в качестве квитанции экспедитора о поставке и договора перевозки. Конечный клиент не получает копию этого документа, но его экспедитор должен предоставить ему номер основного коносамента. Он действует как номер отслеживания, пока груз находится в руках перевозчика.

Сначала вы увидите House BL в виде черновика. Вскоре после бронирования перевозчика экспедитор отправит черновик для подтверждения наименования, веса и габаритов. Важно проверить их, потому что порт отправления будет взвешивать груз, и любое несоответствие может привести к наложению штрафов и обновлению BL.

Помимо проверки веса и размеров, клиент также должен тщательно проверять правильность всей остальной информации. Даже незначительные расхождения между House BL и коммерческим инвойсом или документами о доставке могут привести к дорогостоящим таможенным проверкам в дальнейшем.

Три способа получить морской контейнер в порту прибытия

Чтобы грузовладельцу получить свой контейнер в порту, нужно доказать право на груз. Контракт на покупку или выписка из банка об оплате груза не подойдет. Нужен именно бумажный оригинал коносамента с подписями и печатями, который оформляют в пункте отправки. Чтобы исключить возможность утери коносамента, временных затрат на его пересылку, придумали еще два варианта выдачи контейнера.

Оригинал Коносамента

В порту отправления оформляют три бумажных экземпляра коносамента на контейнер. Один из них отдают продавцу. После получения оплаты заказа продавец высылает экспресс-почтой оригинал коносамента своему покупателю. По прибытию контейнера в порт назначения покупатель предъявляет бумажный оригинал коносамента и получает груз.

Телекс-Релиз

Для ускорения, получения контейнера в порту придумали услугу телекс-релиза. В этом случае грузополучателю не нужно предъявлять оригинал коносамента, а лишь сообщить данные контейнера.

Термин телекс-релиз или по-английски «telex-release» означает выпуск телекса. Первая часть термина —сокращение выражения «telegraph exchange», то есть сервис телеграфного обмена. Чтобы воспользоваться услугой телекс-релиза, отправителю нужно сдать свой экземпляр оригинала коносамента перевозчику. На принятом документе ставят штамп «сдано» — «surrendered». Затем перевозчик отправляет уведомление в порт назначения о разрешении выдать груз получателю без предъявления оригинала коносамента.

Экспресс-Релиз

В первых двух случаях отправитель может не посылать или не сдавать оригинал коносамент до тех пор, пока покупатель не пришлет оставшуюся сумму по контракту. Но если между продавцом груза и покупателем доверительные отношения или полная предоплата, то можно использовать услугу экспресс-релиза.

Когда прибегают к услуге экспресс-релиза, то оригиналы коносамента вообще не издают. Вместо этого создают электронный вариант коносамента с пометкой «Sea waybill». Такой документ называется экспресс-коносаментом. Его выдают после размещения груза на борту судна. Выдача груза получателю в порту назначения по экспресс-релизу происходит автоматически. 

Видео с нашего YouTube

img
img

Подпишись на наши социальные сети и будь в курсе всех новостей!